ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Гл. 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.


                             ГЛАВА 1


   1 Приветствие Павла Римлянам, «призванным святым». 8 Его желание придти к ним.
   16 Евангелие; «сила Божия ко спасению». 18 Гнев Божий на нечестие человеков.


    Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к              Гл. 1
  благовестию Божию,                                                   |1  Деян.9,15.
    2 Которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих, в святых писа-    |2  Ис.52,7.
  ниях,                                                                |   Наум.1,15.
    3 О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти        |   Лук.1,70.
    4 И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскре-    |   Иоан.1,45.
  сение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,                     |3  Мат.1,1.
    5 Чрез Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во     |   Лук.2,4.
  имя Его покорять вере все народы,                                    |4  2 Цар.7,12.
    6 Между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, -    |5  Деян.2,22.
    7 Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым:  |   2 Кор.10,5.
  благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.     |7  1 Кор.1,2.
    8 Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас,|   Еф.1,1.
  что вера ваша возвещается во всем мире;                              |
    9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании  |9  Иоан.4,23.
  Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,                          |   Деян.24,14.
    10 Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь     |
  благопоспешила мне придти к вам.                                     |
    11 Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое даро- |11  Рим.15,29.
  вание духовное к утверждению вашему,                                 |    1 Фес.3,10.
    12 То есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.             |
    13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно    |
  намеревался придти к вам - но встречал препятствия даже доныне, -    |
  чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.              |
    14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам;             |14  Деян.9,15.
    15 Итак, чтò до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в |    1 Кор.9,16.
  Риме.                                                                |
    16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть |16  Мар.8,38.
  сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и  |    1 Кор.1,24;
  Еллину.                                                              |     15,2.
    17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано:    |    2 Тим.1,8.
  «праведный верою жив будет».                                         |17  Авв.2,4.
    18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду |    Рим.3,21.
  человеков, подавляющих истину неправдою.                             |
    19 Ибо, чтò можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил  |
  им;                                                                  |
    20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира |20  Пс.18,2.
  чрез рассматривание творений видимы, так-что они безответны.         |
    21 Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не    |21  Втор.28,29.
  возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось     |    Иов.5,14.
  несмысленное их сердце:                                              |    Ис.59,10.
    22 Называя себя мудрыми, обезумели                                 |    Еф.4,18.
    23 И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному че- |23  Исх.32,4.
  ловеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -                |    Иер.2,27.
    24 То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так-что они   |
  сквернили сами свои тела;                                            |
    25 Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари   |
  вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.                   |
    26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили    |26  Лев.18,23;
  естественное употребление противоестественным;                       |     20,16.
    27 Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского   |
  пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая   |
  срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.   |
    28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог   |28  Пс.80,13.
  превратному уму - делать непотребства,                               |    Иер.7,15.
    29 Так-что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыс- |    Ос.9,10.
  толюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана,        |    2 Фес.2,11.
  злонравия,                                                           |
    30 Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы,   |
  горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,                  |
    31 Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.    |
    32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны |
  смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.          |


                             ГЛАВА 2


   1 Человек осужден, иудей ли он или еллин, ибо у Бога нет лицеприятия. 17 Иудей,
   надеющийся на закон, преступлением закона бесчестит Бога.


    Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем       Гл. 2
  же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя   |1  2 Цар.12,5.
  другого, делаешь то же.                                              |   Мат.7,1.
    2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.  |   Лук.6,37.
    3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая    |   1 Кор.4,5.
  делающих такие дела и (сам) делая то же?                             |
    4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения   |4  Ис.30,18.
  Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?         |   Иер.3,12.
    5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе соби- |   2 Пет.3,15.
  раешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,       |5  Иак.5,3.
    6 Который воздаст каждому по делам его:                            |6  Прит.24,12.
    7 Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и      |   Мат.16,27.
  бессмертия, жизнь вечную;                                            |7  Мат.25,46.
    8 А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются   |8  Иер.23,19.
  неправде, ярость и гнев.                                             |   Евр.10,27.
    9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых |
  Иудея, потом и Еллина!                                               |
    10 Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе,         |
  во-первых Иудею, потом и Еллину!                                     |
    11 Ибо нет лицеприятия у Бога.                                     |11  Втор.10,17.
    12 Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут;    |    2 Пар.19,7.
  а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, -           |12  Лук.12,47.
    13 Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но испол-   |13  Мат.7,21.
  нители закона оправданы будут;                                       |    Иак.1,22.
    14 Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное     |
  делают, то, не имея закона, они сами себе закон:                     |
    15 Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем |
  свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдываю- |
  щие одна другую, -                                                   |
    16 В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить      |16  Еккл.12,14.
  тайные дела человеков чрез Иисуса Христа.                            |    Мат.25,31.
    17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и      |    Иоан.5,22.
  хвалишься Богом,                                                     |    Деян.10,42.
    18 И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,      |    1 Кор.4,5.
    19 И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находя-   |17  Мих.3,11.
  щихся во тьме,                                                       |19  Ис.42,19.
    20 Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец   |    Мат.15,14.
  ведения и истины:                                                    |
    21 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?                   |21  Пс.49,16,21.
    22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй»,    |
  прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?                 |
    23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?      |
    24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.      |24  Ис.52,5.
    25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник  |    Иез.36,20.
  закона, то обрезание твое стало необрезанием.                        |25  Лев.26,41.
    26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его  |    Иер.4,4.
  необрезание не вменится ли ему в обрезание?                          |    1 Кор.7,19.
    27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя,|    Гал.6,15.
  преступника закона при Писании и обрезании?                          |26  Деян.10,35.
    28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание,   |27  Мат.12,41.
  которое наружно, на плоти;                                           |28  Рим.9,6,8.
    29 Но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в    |29  Втор.30,6.  
  сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от     |    Рим.4,12.
  Бога.                                                                |    Кол.2,11.


                             ГЛАВА 3


   1 «Какое преимущество быть иудеем?» 10 Нет ни одного праведного.
   21 И иудей и язычник одинаково оправдываются благодатью Божией чрез Иисуса Христа. 


    Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от              Гл. 3
  обрезания?                                                           |
    2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им |2  Втор.4,8.
  вверено слово Божие.                                                 |   Пс.147,8.
    3 Ибо чтò же? если некоторые и неверны были, неверность их уничто- |   Рим.9,4.
  жит ли верность Божию?                                               |3  Числ.23,19.
    4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праве-|   2 Тим.2,13.
  ден в словах Твоих и победишь в суде Твоем».                         |4  Пс.50,6;
    5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то чтò скажем? не  |    115,2.
  будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? - говорю по челове- |   Иоан.3,33.
  ческому рассуждению.                                                 |
    6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?                            |6  Быт.18,25.
    7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе    |   Иов.8,3.
  Божией, за что еще меня же судить, как грешника?                     |
    8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злосло- |8  Рим.6,15.
  вят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.       |
    9 Итак, чтò же? имеем ли мы преимущество? Нисколько: ибо мы уже    |9  Гал.3,22.
  доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,               |
    10 Как написано: «нет праведного ни одного;                        |10  Пс.13,1-3;
    11 Нет разумевающего; никто не ищет Бога;                          |     52,4.
    12 Все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, |11  Быт.8,21.
  нет ни одного.                                                       |
    13 Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов |13  Пс.5,10;
  на губах их;                                                         |     139,3.
    14 Уста их полны злословия и горечи.                               |14  Пс.9,28.
    15 Ноги их быстры на пролитие крови;                               |15  Прит.1,16.
    16 Разрушение и пагуба на путях их;                                |    Ис.59,7-8.
    17 Они не знают пути мира.                                         |
    18 Нет страха Божия пред глазами их».                              |18  Пс.35,2.
    19 Но мы знаем, что закон, если чтò говорит, говорит к состоящим   |19  Пс.106,42;
  под законом, так-что заграждаются всякие уста, и весь мир становится |     142,2.
  виновен пред Богом,                                                  |    Иез.16,63.
    20 Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; |20  Рим.7,7.
  ибо законом познается грех.                                          |    Гал.2,16.
    21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой  |21  Быт.15,6.
  свидетельствуют закон и пророки,                                     |    Ис.28,16.
    22 Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех        |22  Гал.3,28.
  верующих; ибо нет различия,                                          |
    23 Потому что все согрешили и лишены славы Божией,                 |23  Рим.3,10;
    24 Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во      |     5,12.
  Христе Иисусе,                                                       |24  Ис.55,1.
    25 Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез |    Рим.8,32.
  веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, |25  Деян.13,38.
    26 Во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее|    2 Кор.5,19.
  время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.    |
    27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом |
  дел? Нет, но законом веры.                                           |
    28 Ибо мы признаèм, что человек оправдывается верою, независимо от |
  дел закона.                                                          |
    29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно,  |29  Быт.17,5.
  и язычников;                                                         |
    30 Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и     |30  Рим.4,11.
  необрезанных чрез веру.                                              |
    31 Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.     |31  Гал.3,24.


                             ГЛАВА 4


   1 Не дела Авраама, а его вера вменилась ему в праведность. Так вменяется и нам.


    Чтò же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?                   Гл. 4
    2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред      |2  Еф.2,8.
  Богом.                                                               |
    3 Ибо чтò говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось   |3  Быт.15,6.
  ему в праведность».                                                  |   Иак.2,23.
    4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу;        |   Гал.3,6.
    5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого,|4  Рим.11,6.
  вера его вменяется в праведность.                                    |
    6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет    |
  праведность независимо от дел:                                       |
    7 «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты;           |7  Пс.31,1-2.
    8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха».               |
    9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы го-  |
  ворим, что Аврааму вера вменилась в праведность.                     |
    10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании,|
  а до обрезания.                                                      |
    11 И знак обрезания он получил, как печать праведности чрез веру,  |11  Быт.17,11.
  которую имел в необрезании, так-что он стал отцом всех верующих в    |
  необрезании, чтобы и им вменилась праведность,                       |
    12 И отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих |
  по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.   |
    13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование -   |13  Быт.15,6;
  быть наследником мира, но праведностью веры.                         |     17,5.
    14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера,  |
  бездейственно обетование;                                            |
    15 Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и    |15  Рим.3,20;
  преступления.                                                        |     5,13;
    16 Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непре- |     7,8.
  ложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама,  |    1 Кор.15,56.
  который есть отец всем нам, -                                        |    Гал.3,10.
    17 Как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», - пред    |17  Быт.17,5.
  Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несу-  |    Евр.11,12.
  ществующее, как существующее.                                        |
    18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез чтò сделался отцом  |18  Быт.15,5.
  многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».  |
    19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти     |
  столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;            |
    20 Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд    |
  в вере, воздав славу Богу,                                           |
    21 И будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.     |21  Пс.113,11.
    22 Потому и вменилось ему в праведность.                           |    Лук.1,37.
    23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось  |23  Рим.15,4.
  ему,                                                                 |25  Ис.53,5.
    24 Но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто    |    1 Пет.1,21.
  воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего,                |    Рим.5,6.
    25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.   |    1 Кор.15,22.


                             ГЛАВА 5


   1 Верою мы имеем мир с Богом чрез Христа, Который умер за нас, когда мы были еще
   грешниками. 12 Как грех и смерть вошли в мир одним человеком, так Христом вошли
   благодать, праведность и жизнь.


    Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа            Гл. 5
  нашего Иисуса Христа,                                                |1  Лук.2,14.
    2 Чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в ко-  |   Еф.2,16.
  торой стоúм и хвалимся надеждою славы Божией.                        |   Кол.1,20.
    3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби     |2  Иоан.14,6.
  происходит терпение,                                                 |   Еф.2,18.
    4 От терпения опытность, от опытности надежда,                     |   Евр.10,19.
    5 А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца|3  Иак.1,2.
  наши Духом Святым, данным нам.                                       |   2 Кор.12,10.
    6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер|5  Пс.21,6.
  за нечестивых.                                                       |   Рим.8,16.
    7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может |   2 Кор.1,22.
  быть, кто и решится умереть.                                         |6  1 Пет.3,18.
    8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас,|   Евр.9,15.
  когда мы были еще грешниками.                                        |8  Иоан.15,13.
    9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им  |   1 Иоан.3,16.
  от гнева.                                                            |9  Рим.3,25.
    10 Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына  |   1 Фес.1,10.
  Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его;                |10  2 Кор.5,18.
    11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего     |    Кол.1,22.
  Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.     |
    12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть,  |12  Быт.2,17.
  так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согре-  |    Рим.6,23.
  шили.                                                                |    1 Кор.15,21.
    13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда    |13  Рим.4,15.
  нет закона.                                                          |
    14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогре-  |14  1 Кор.15,21;
  шившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.     |     15,55.
    15 Но дар благодати не как преступление. Ибо, если преступлением   |15  Иоан.1,16.
  одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар |    Еф.1,6.
  по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для   |
  многих.                                                              |
    16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно прес-  |
  тупление к осуждению; а дар благодати к оправданию от многих         |
  преступлений.                                                        |
    17 Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством   |17  2 Тим.2,12.
  одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности   |    Отк.1,6;
  будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.         |     22,5.
    18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так  |
  правдою одного всем человекам оправдание к жизни.                    |
    19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие греш-   |19  Ис.53,11.
  ными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.          |    Фил.2,8.
    20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. |20  Рим.7,8.
  А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,              |    Гал.3,19.
    21 Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась  |
  чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.     |


                             ГЛАВА 6


   1 Крестившись во Христа, мы умерли для греха, но живы для Бога во Христе.
   12 Вы больше не рабы греха, но рабы праведности.


    Чтò же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась             Гл. 6
  благодать? Никак.                                                    |
    2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?                      |2  1 Пет.2,24.
    3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса,    |   Гал.6,14.
  в смерть Его крестились?                                             |3  Гал.3,27.
    4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос   |4  Гал.6,15.
  воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.|   Еф.4,23.
    5 Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть |   Кол.2,12.
  соединены и подобием воскресения,                                    |5  Рим.8,11.
    6 Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено   |   1 Кор.6,14.
  было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;              |6  Гал.5,24.
    7 Ибо умерший освободился от греха.                                |7  1 Пет.4,1.
    8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, |8  Кол.3,5;
    9 Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть  |    9,10.
  уже не имеет над Ним власти.                                         |   2 Тим.2,11.
    10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то    |9  1 Кор.15,54.
  живет для Бога.                                                      |   Евр.9,28.
    11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога  |10  Лук.20,38.
  во Христе Иисусе, Господе нашем.                                     |11  Гал.2,19.
    12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам      |
  повиноваться ему в похотях его;                                      |
    13 И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но предс- |13  Рим.12,1.
  тавьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия |    Гал.2,20.
  праведности.                                                         |
    14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом,  |14  Рим.5,20.
  но под благодатью.                                                   |
    15 Чтò же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под  |15  Гал.2,17.
  благодатью? Никак.                                                   |
    16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для пос- |16  Мат.6,24.
  лушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти,  |    Иоан.8,32.
  или послушания к праведности?                                        |    2 Пет.2,19.
    17 Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца |
  стали послушны тому образу учения, которому предали себя.            |
    18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.         |18  Иоан.8,32.
    19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей.   |    Гал.5,1.
  Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела    |
  беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на   |
  дела святые.                                                         |
    20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от пра-    |
  ведности.                                                            |
    21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами       |21  Рим.1,26,31;
  стыдитесь, потому что конец их - смерть.                             |     7,5.
    22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу,    |
  плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.                      |
    23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная      |23  Рим.2,7;
  во Христе Иисусе, Господе нашем.                                     |     5,12.


                             ГЛАВА 7


   1 Вы умерли для закона и принадлежите Христу. 7 Закон свят, 13 но живущий во мне
   грех производит смерть чрез закон.


    Разве вы не знаете, братия,- ибо говорю знающим закон, - что закон     Гл. 7
  имеет власть над человеком, пока он жив?                             |
    2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет   |2  Числ.5,12.
  муж, она освобождается от закона замужества.                         |   Мат.5,32.
    3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелю- |
  бодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет пре-  |
  любодейцею, вышедши за другого мужа.                                 |
    4 Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы   |4  Рим.6,14;
  принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. |    8,2.
    5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаружи-  |   2 Кор.11,2.
  ваемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод     |   Гал.5,22.
  смерти;                                                              |5  Иак.1,15.
    6 Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободи-   |6  Рим.6,2.
  лись от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по    |
  ветхой букве.                                                        |
    7 Чтò же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал|7  Исх.20,17.
  грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если  |
  бы закон не говорил: «не пожелай».                                   |
    8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое поже-    |8  Рим.4,15.
  лание; ибо без закона грех мертв.                                    |
    9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,|
    10 А я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила |10  Лев.18,5.
  мне к смерти,                                                        |    Иез.20,11.
    11 Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и       |11  Евр.3,13.
  умертвил ею.                                                         |
    12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.         |12  Пс.18,8.
    13 Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, |    1 Тим.1,8.
  оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне   |
  смерть, так-что грех становится крайне грешен посредством заповеди.  |
    14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.      |14  Ис.50,1.
    15 Ибо не понимаю, чтò делаю: потому что не то делаю, чтò хочу,    |15  Гал.5,17.
  а чтò ненавижу, то делаю.                                            |
    16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что    |
  он добр.                                                             |
    17 А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.             |
    18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе;    |18  Быт.8,21.
  потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того    |
  не нахожу.                                                           |
    19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу,     |
  делаю.                                                               |
    20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий   |
  во мне грех.                                                         |
    21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне|
  злое.                                                                |
    22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;|22  Пс.1,2.
    23 Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума |    Еф.3,16.
  моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в    |23  Иак.4,1.
  членах моих.                                                         |    Гал.5,17.
    24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?         |
    25 Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот|
  же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха.    |


                             ГЛАВА 8


   1 Жить не по плоти, но по духу. 12 Водимые Духом Божиим суть сыны Божии,
   сонаследники Христу. 26 Никто не может отлучить нас от любви Божией во Христе
   Иисусе.


    Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе         Гл. 8
  живут не по плоти, но по духу,                                       |1  Рим.5,1.
    2 Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от   |2  Иоан.6,63;
  закона греха и смерти.                                               |    8,36.
    3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына  |   1 Кор.15,45.
  Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во   |   2 Кор.3,7.
  плоти,                                                               |3  2 Кор.5,21.
    4 Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти,  |   Гал.3,13.
  но по духу.                                                          |   Евр.7,18.
    5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу -   |5  Иоан.3,6.
  о духовном.                                                          |   1 Кор.2,14.
    6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь   |6  Рим.6,21.
  и мир,                                                               |
    7 Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо      |7  Иак.4,4.
  закону Божию не покоряются, да и не могут.                           |
    8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.                   |8  Евр.11,6.
    9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет |9  1 Кор.3,16.
  в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.             |
    10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для  |
  праведности.                                                         |
    11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, |11  Рим.6,4.
  то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом  |
  Своим, живущим в вас.                                                |
    12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;        |12  Рим.6,7.
    13 Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете  |13  Гал.5,19.
  дела плотские, то живы будете.                                       |
    14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии;                 |14  Гал.5,18.
    15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в       |15  1 Иоан.4,18.
  страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»  |    1 Кор.2,12.
    16 Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. |    Евр.2,15.
    17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же |16  Еф.4,30.
  Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.      |17  Гал.4,7.
    18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стòят в   |18  1 Пет.4,13.
  сравнении с тою славою, которая откроется в нас.                     |
    19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, -         |19  2 Пет.3,13.
    20 Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле    |
  покорившего (ее), - в надежде,                                       |
    21 Что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу  |
  славы детей Божиих.                                                  |
    22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;    |
    23 И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе   |23  Лук.21,28.
  стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.                 |    1 Иоан.3,2.
    24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть      |    2 Кор.5,4.
  надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться?               |    Еф.4,30.
    25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.|24  Евр.11,1.
    26 Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, |
  о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыха- |
  ниями неизреченными.                                                 |
    27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он   |27  1 Цар.16,7.
  ходатайствует за святых по воле Божией.                              |    Иоан.14,17.
    28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению,    |28  Еф.1,4.
  все содействует ко благу;                                            |
    29 Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными    |29  2 Кор.3,18.
  образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями;  |    Кол.1,18.
    30 А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и   |30  Рим.5,9;
  оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.                          |     9,24.
    31 Чтò же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?         |31  Пс.55,12.
    32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, |32  Иоан.3,16.
  как с Ним не дарует нам и всего?                                     |
    33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.        |33  Ис.50,9.
    34 Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную  |    Отк.12,10.
  Бога, Он и ходатайствует за нас.                                     |34  1 Иоан.2,1.
    35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гоне- |35  1 Иоан.2,28.
  ние, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:    |    2 Кор.12,10.
    36 «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец,       |36  Пс.43,23.
  обреченных на заклание».                                             |
    37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.                 |37  1 Иоан.5,5.
    38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала,    |    1 Кор.15,57.
  ни Силы, ни настоящее, ни будущее,                                   |    Отк.12,11.
    39 Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить  |38  Еф.6,12.
  нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.                 |


                             ГЛАВА 9


   1 Печаль Павла о братьях его израильтянах. 6 Дети обетования суть дети Божии.
   14 Милость Божия к призванным, иудеи ли это или язычники. 30 Язычники получили
   по вере, иудеи не достигли делами.


    Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя       Гл. 9
  в Духе Святом,                                                       |
    2 Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: |
    3 Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных |3  Исх.32,32.
  мне по плоти,                                                        |
    4 То есть, Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава,    |4  Исх.4,22;
  и заветы и законоположение, и богослужение и обетования;             |    20,1.
    5 Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог,        |   1 Цар.4,21.
  благословенный во веки, аминь.                                       |5  Мат.1,1.
    6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израиль-   |   Лук.3,23.
  тяне, которые от Израиля,                                            |6  Числ.23,19.
    7 И не все дети Авраама, которые от семени его, но (сказано):      |   Рим.3,3.
  «в Исааке наречется тебе семя».                                      |7  Быт.21,12.
    8 То есть, не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования    |   Евр.11,18.
  [всегда] признаются за семя.                                         |8  Гал.4,28.
    9 А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет|9  Быт.18,10.
  сын».                                                                |
    10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачалà в одно|10  Быт.25,21.
  время двух сыновей от Исаака, отца нашего;                           |
    11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или  |
  худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило                |
    12 Не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: «бòльший будет|12  Быт.25,23.
  в порабощении у меньшего»,                                           |
    13 Как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».      |13  Мал.1,2-3.
    14 Чтò же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.                  |14  Втор.32,4.
    15 Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть,    |15  Исх.33,19.
  пожалею».                                                            |
    16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося,|
  но от Бога милующего.                                                |
    17 Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя,|17  Исх.9,16;
  чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое  |     14,4.
  по всей земле».                                                      |
    18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.             |
    19 Ты скажешь мне: «за чтò же еще обвиняет? ибо кто противостанет  |19  Ис.46,10.
  воле Его?»                                                           |    Иер.49,19.
    20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сде-  |20  Ис.29,16.
  лавшему (его): «зачем ты меня так сделал?»                           |     Рим.45,9.
    21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сде-  |21  Иер.18,4,6.
  лать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?    |    2 Тим.2,20.
    22 Чтò же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое,  |22  Рим.2,4.
  с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,     |
    23 Дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия,|23  Рим.8,28.
  которые Он приготовил к славе,                                       |
    24 Над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из       |24  Рим.3,29.
  язычников?                                                           |
    25 Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не   |25  Ос.2,23.
  возлюбленную - возлюбленною;                                         |    1 Пет.2,10.
    26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы    |26  Ос.1,10.
  будут сынами Бога живого».                                           |
    27 А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были  |27  Ис.10,22-23.
  числом, как песок морской, только остаток спасется;                  |
    28 Ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное   |
  совершит Господь на земле».                                          |29  Быт.19,24.
    29 И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам |    Ис.1,9.
  семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре».   |30  Рим.10,20.
    30 Чтò же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили      |31  Рим.11,7.
  праведность, праведность от веры;                                    |33  Пс.117,22.
    31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона     |    Ис.8,14;
  праведности.                                                         |     28,16.
    32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо      |    Мат.21,44.
  преткнулись о камень преткновения,                                   |    Мар.12,10.
    33 Как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень|    Лук.2,34;
  соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».                |     20,17.


                             ГЛАВА 10


   1 Праведность и спасение приобретаются только чрез веру и исповедание.
   14 Евангелие благовествовалось израильтянам, но они не были послушны.


    Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во            Гл. 10
  спасение.                                                            |
    2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по      |
  рассуждению.                                                         |
    3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собст- |3  Фил.3,9.
  венную праведность, они не покорились праведности Божией;            |
    4 Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого         |4  Гал.3,24.
  верующего.                                                           |
    5 Моисей пишет о праведности от закона: «исполнивший его человек   |5  Лев.18,5.
  жив будет им».                                                       |   Иез.20,11.
    6 А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем:    |   Гал.3,12.
  кто взойдет на небо?» то есть, Христа свести;                        |6  Втор.30,12.
    7 Или: «кто сойдет в бездну?» то есть Христа из мертвых возвести.  |7  Втор.30,13.
    8 Но чтò говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и    |8  Втор.30,14.
  в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем.            |
    9 Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и    |9  Мат.10,32.
  сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спа-    |
  сешься;                                                              |
    10 Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют    |
  ко спасению.                                                         |
    11 Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится».  |11  Ис.28,16.
    12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один      |12  Деян.10,34.
  Господь у всех, богатый для всех призывающих Его.                    |    Рим.3,29.
    13 Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».              |13  Иоил.2,32.
    14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того,|    Деян.2,21.
  о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?                    |
    15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано:       |15  Ис.52,7.
  «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»    |    Наум.1,15.
    16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит:      |16  Ис.53,1.
  «Господи! кто поверил слышанному от нас?»                            |    Иоан.12,38.
    17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.               |
    18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, «по всей земле    |18  Пс.18,5.
  прошел голос их, и до пределов вселенной словà их».                  |    Мат.24,14;
    19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: |     28,19.
  «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмыслен-|19  Втор.32,21.
  ным».                                                                |    Рим.11,11.
    20 А Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся |20  Ис.65,1.
  не вопрошавшим о Мне».                                               |
    21 Об Израиле же говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу|21  Ис.65,2.
  непослушному и упорному».                                            |


                             ГЛАВА 11


   1 По избранию благодати сохранился «остаток» Израиля. 11 От падения Израиля
   пришло спасение язычникам; маслина и прививка; Бог силен снова привить иудеев.
   25 «И так весь Израиль спасется». Бездна богатства премудрости Божией.


    Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак.                  Гл. 11
  Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.    |1  1 Цар.12,22.
    2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не     |   2 Кор.11,22.
  знаете, чтò говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется |   Фил.3,5.
  Богу на Израиля, говоря:                                             |
    3 «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили;      |3  3 Цар.19,14.
  остался я один, и моей души ищут».                                   |
    4 Чтò же говорит ему (Божеский) ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч   |4  3 Цар.19,18.
  человек, которые не преклонили колени пред Ваалом».                  |
    5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился        |
  остаток.                                                             |
    6 Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы|6  Втор.9,4.
  уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело |   Рим.4,5.
  не есть уже дело.                                                    |   Гал.5,4.
    7 Чтò же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же полу- |
  чили, а прочие ожесточились,                                         |
    8 Как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не ви-  |8  Втор.29,4.
  дят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».                   |   Ис.6,9;
    9 И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в |    29,10.
  возмездие им;                                                        |   Мат.13,14.
    10 Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет   |   Мар.4,12.
  согбен навсегда».                                                    |   Лук.8,10.
    11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?    |   Иоан.12,40.
  Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них    |9  Пс.68,23-24.
  ревность.                                                            |11  Деян.13,47.
    12 Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство     |    Рим.10,19.
  язычникам, то тем более полнота их.                                  |
    13 Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю      |
  служение мое;                                                        |
    14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли  |14  1 Кор.9,22.
  некоторых из них?                                                    |
    15 Ибо, если отвержение их примирение мира, то чтò будет принятие, |15  2 Кор.5,19.
  как не жизнь из мертвых?                                             |
    16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.  |
    17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина,    |17  Иер.11,16.
  привился на место их и стал общником корня и сока маслины,           |    Еф.2,12.
    18 То не превозносись пред ветвями; если же превозносишься,        |18  Ис.66,2.
  то вспомни, что не ты корень держишь, но корень - тебя.              |    Рим.12,16.
    19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».               |
    20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою:          |
  не гордись, но бойся.                                                |
    21 Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли|
  и тебя.                                                              |
    22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим,   |22  Иоан.15,2.
  а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты      |
  будешь отсечен.                                                      |
    23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог  |
  силен опять привить их.                                              |
    24 Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе|
  привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются     |
  к своей маслине.                                                     |
    25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, -    |25  Лук.21,24.
  чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле    |
  отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников,             |
    26 И так весь Израиль спасется, как написано: «приидет от Сиона    |26  Ис.27,9;
  Избавитель и отвратит нечестие от Иакова;                            |     59,20-21.
    27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».            |27  Иер.31,33.
    28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении    |    Евр.8,10.
  к избранию, возлюбленные Божии ради отцев.                           |
    29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.                          |29  Числ.23,19.
    30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по    |30  Тит.3,5.
  непослушанию их,                                                     |32  Рим.3,9.
    31 Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами   |    Гал.3,22.
  они были помилованы.                                                 |33  Иов.9,10;
    32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.    |     36,23.
    33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непости- |34  Ис.40,13.
  жимы судьбы Его и неисследимы пути Его!                              |    Иер.23,18.
    34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?        |    1 Кор.2,16.
    35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?           |35  Иов.35,7.
    36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь.         |    Ис.40,13-14.


                             ГЛАВА 12


   1 Представьте тела ваши в жертву живую; обновление ума вашего. 3 Членов много,
   тело одно; различные дарования. 9 Указания: любите, благословляйте, радуйтесь;
   побеждайте зло добром.


    Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела          Гл. 12
  ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного слу-   |1  1 Кор.3,17.
  жения вашего;                                                        |
    2 И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума|2  Еф.1,18;
  вашего, чтобы вам познавать, чтò (есть) воля Божия, благая, угодная и|    5,10,17.
  совершенная.                                                         |
    3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе|3  Еф.4,7.
  более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую |
  каждому Бог уделил.                                                  |
    4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов    |4  1 Кор.12,12.
  одно и то же дело,                                                   |
    5 Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для |
  другого члены.                                                       |
    6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то    |6  Мат.25,15.
  имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;                    |   1 Пет.4,10.
    7 Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; |   1 Кор.12,4.
    8 Увещатель ли, - увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте;   |8  Мат.6,2.
  начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори  |
  с радушием.                                                          |
    9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к   |9  Пс.96,10.
  добру;                                                               |   Ам.5,15.
    10 Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности  |10  1 Пет.2,17.
  друг друга предупреждайте;                                           |    Еф.4,2.
    11 В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служúте;    |
    12 Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве       |12  Лук.18,1.
  постоянны;                                                           |13  1 Кор.16,1.
    13 В нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве;|    Евр.13,2.
    14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не прокли-    |14  Мат.5,44.
  найте.                                                               |15  1 Кор.12,26.
    15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.                  |16  Прит.3,7.
    16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но пос- |    Ис.5,21.
  ледуйте смиренным; не мечтайте о себе;                               |    Иоан.17,11.
    17 Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред     |17  Прит.20,22.
  всеми человеками.                                                    |    2 Кор.8,21.
    18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.   |18  Евр.12,14.
    19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.    |19  Втор.32,35.
  Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».             |    Мат.5,39.
    20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой   |    Лук.6,28.
  его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.       |    1 Кор.6,7.
    21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.                  |20  Прит.25,21-22.


                             ГЛАВА 13


   1 Начальники суть Божии слуги: повинуйтесь им. 8 «Любовь есть исполнение закона».
   11 Облекитесь в оружия света.


    Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не         Гл. 13
  от Бога, существующие же власти от Бога установлены.                 |1  Дан.2,21.
    2 Посему противящийся власти противится Божию установлению;        |   1 Пет.2,13.
  а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.                      |   Тит.3,1.
    3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых.       |3  1 Пет.2,14;
  Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; |    3,13.
    4 Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь   |
  зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель |
  в наказание делающему злое.                                          |
    5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания,     |7  Мат.22,21.
  но и по совести.                                                     |   Мар.12,17.
    6 Для сего вы и подати плàтите; ибо они Божии служители, сим самым |   Лук.20,25.
  постоянно занятые.                                                   |8  Кол.3,14.
    7 Итак отдавайте всякому должное: кому пòдать, пòдать; кому оброк, |   1 Тим.1,5.
  оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.                         |9  Исх.20,14.
    8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви;      |   Лев.19,18.
  ибо любящий другого исполнил закон.                                  |   Втор.5,18.
    9 Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не крадú», «не |   Мат.22,39.
  лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются    |   Мар.12,31.
  в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя».                |   Лук.10,27.
    10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение      |   Иак.2,8.
  закона.                                                              |   Гал.5,14.
    11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам|11  Еф.5,14.
  от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.    |
    12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и     |12  Деян.17,30.
  облечемся в оружия света.                                            |    2 Кор.4,6.
    13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пирова- |    Еф.5,11.
  ниям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; |13  Лук.21,34.
    14 Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о   |14  1 Пет.2,11.
  плоти не превращайте в похоти.                                       |    Гал.5,16.


                             ГЛАВА 14


   1 «Ты что осуждаешь... или унижаешь брата твоего?» 13 «Царствие Божие... праведность,
   мир и радость»; не делать ничего, от чего брат твой соблазняется.


    Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.                      Гл. 14
    2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.       |1  Рим.15,1.
    3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай  |   1 Кор.8,12.
  того, кто ест: потому что Бог принял его.                            |2  1 Кор.10,25.
    4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоúт он,    |4  Иак.4,12.
  или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.        |
    5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно.    |
  Всякий поступай по удостоверению своего ума.                         |
    6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает     |6  1 Кор.10,31.
  дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо бла-   |   1 Тим.4,4.
  годарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.   |
    7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, |7  1 Пет.4,2.
    8 А живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем.|   2 Кор.5,15.
  И потому, живем ли, или умираем, - всегда Господни.                  |   1 Фес.5,10.
    9 Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычест-   |9  Мат.28,18.
  вовать и над мертвыми и над живыми.                                  |   Деян.10,42.
    10 А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата   |10  Мат.7,1-2.
  твоего? Все мы предстанем на суд Христов.                            |    2 Кор.5,10.
    11 Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится  |11  Ис.45,23.
  всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога».               |    Мат.26,64.
    12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.                     |    Фил.2,10.
    13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судúте о том,     |12  Мат.12,36.
  как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.         |13  Мат.18,7.
    14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом   |14  Мат.15,11.
  нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.       |
    15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви     |15  1 Кор.8,11.
  поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.          |
    16 Да не хулится ваше доброе.                                      |
    17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и      |17  1 Кор.8,8.
  радость во Святом Духе.                                              |    Гал.5,22.
    18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от   |
  людей.                                                               |
    19 Итак будем искать того, чтò служит к миру и ко взаимному нази-  |
  данию.                                                               |
    20 Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку,  |20  Мат.15,11.
  который ест на соблазн.                                              |
    21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого,     |
  отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.      |
    22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто     |22  1 Иоан.3,21.
  не осуждает себя в том, чтò избирает.                                |
    23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере;   |23  Тит.1,15.
  а все, чтò не по вере, грех.                                         |
    24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и пропове- |24  1 Кор.2,7.
  ди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен    |
  было умолчано,                                                       |
    25 Но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению|25  Ис.42,16.
  вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,          |
    26 Единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки.     |
  Аминь.                                                               |


                             ГЛАВА 15


   1 «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас». 8 Христос сделался
   служителем для обрезанных и для верующих из язычников. 14 Павел - «служитель
   Иисуса Христа у язычников». 22 Намерение посетить Испанию после доставки
   подаяний в Иерусалим.


    Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать:      Гл. 15
    2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.   |1  Рим.14,1.
    3 Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: «злословия       |   1 Кор.9,22.
  злословящих Тебя пали на Меня».                                      |2  1 Кор.10,24.
    4 А все, чтò писано было прежде, написано нам в наставление,       |3  Пс.68,10.
  чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.         |4  Рим.4,23-24.
    5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между|5  1 Кор.1,10.
  собою, по учению Христа Иисуса,                                      |   Фил.2,2.
    6 Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа   |
  нашего Иисуса Христа.                                                |
    7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу   |7  Иоан.17,24.
  Божию.                                                               |
    8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезан-   |8  Деян.3,25.
  ных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,           |   Рим.3,30.
    9 А для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано:  |9  2 Цар.22,50.
  «за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь   |   Пс.17,50.
  имени Твоему».                                                       |
    10 И еще сказано: «возвеселитесь, язычники, с народом Его».        |10  Втор.32,43.
    11 И еще: «хвалúте Господа, все язычники, и прославляйте Его, все  |11  Пс.116,1.
  народы».                                                             |
    12 Исаия также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть |12  Ис.11,10.
  народами; на Него язычники надеяться будут».                         |    Отк.5,5.
    13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере,    |13  Рим.12,12;
  дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою.                   |     14,17.
    14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости,      |
  исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;           |
    15 Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в   |
  напоминание вам, по данной мне от Бога благодати                     |
    16 Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священно- |16  Ис.66,19.
  действие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, бу-  |    Деян.9,15.
  дучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.                  |    Рим.12,2.
    17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, чтò относится к  |
  Богу;                                                                |
    18 Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил      |
  Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом,       |
    19 Силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так-что благовество-  |
  вание Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до    |
  Иллирика.                                                            |
    20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было извест-  |20  1 Кор.3,10.
  но имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,                |    2 Кор.10,15.
    21 Но как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышав-|21  Ис.52,15.
  шие узнàют».                                                         |
    22 Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам.             |22  Рим.1,13.
    23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет     |23  1 Фес.3,10.
  имея желание придти к вам,                                           |
    24 Как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь,  |
  что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро|
  наслажусь общением с вами, хотя отчасти.                             |
    25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым;             |25  Деян.24,17.
    26 Ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных|26  1 Кор.16,1.
  между святыми в Иерусалиме.                                          |    2 Кор.8,4.
    27 Усердствуют, да и должники они пред ними. Ибо, если язычники    |27  1 Кор.9,11.
  сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в      |
  телесном.                                                            |
    28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь |
  чрез ваши места в Испанию,                                           |
    29 И уверен, что, когда приду к вам, то приду с полным благослове- |29  Рим.1,11.
  нием благовествования Христова.                                      |
    30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом    |30  2 Кор.1,11.
  и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,       |
    31 Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение    |31  Деян.20,23.
  мое для Иерусалима было благоприятно святым,                         |
    32 Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоить- |32  Рим.1,10.
  ся с вами.                                                           |33  Рим.16,20.
    33 Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь.                      |    1 Кор.14,33.


                             ГЛАВА 16


   1 Одобрение Фивы, привеиствия отдельным верующим в Риме. 17 Предостережения
   против производящих разделения. 21 Приветствия от сотрудников Павловых и
   благословение.


    Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской:      Гл. 16
    2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем|
  она будет иметь нужду у вас; ибо и она была помощницею многим и мне  |
  самому.                                                              |
    3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе      |3  Деян.18,2.
  Иисусе, -                                                            |
    4 Которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один      |4  Мат.18,20.
  благодарю, но и все церкви из язычников, - и домашнюю их церковь.    |
    5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток  |
  Ахаии для Христа.                                                    |
    6 Приветствуйте Мариамь, которая много трудилась для нас.          |
    7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною,|
  прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во     |
  Христа.                                                              |
    8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.               |
    9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия,     |
  возлюбленного мне.                                                   |
    10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте    |
  верных из дома Аристовулова.                                         |
    11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домаш- |
  них Наркисса тех, которые в Господе.                                 |
    12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветст-|
  вуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.     |
    13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.   |
    14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других|
  с ними братьев.                                                      |
    15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана,  |
  и всех с ними святых.                                                |
    16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас  |16  1 Пет.5,14.
  все церкви Христовы.                                                 |    1 Кор.16,20.
    17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соб-|    2 Кор.13,12.
  лазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;  |17  Мат.18,17.
    18 Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему |    Деян.15,24.
  чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.|    1 Кор.5,11.
    19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас,    |    Гал.5,9.
  но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.              |    Фил.3,2.
    20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре.           |    Кол.2,8.
  Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.                |18  Фил.3,18-19.
    21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и       |20  Отк.12,10.
  Сосипатр, сродники мои.                                              |21  Деян.16,1.
    22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.   |    Фил.2,19.
    23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви.        |
  Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.      |
    24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.    |

Послание Иуды ОГЛАВЛЕНИЕ Первое послание к Коринфянам
Hosted by uCoz